Вынужденные переселенцы часто сталкиваются с целым рядом социальных и экономических проблем, которые требуют быстрого реагирования. И несмотря на упрощение ряда процедур, в том числе оформление регистрационных документов, потребность в получении информации и доступ к местным службам, чья работа направленна на оказание помощи, остается актуальной. Немалое количество жалоб на работу социальных работников по обслуживанию ВПО, актуализирует необходимость внедрения подхода так называемого «ведение случая» или «кейс-менеджмента».Этот подход уже давно зарекомендовал себя во многих странах мира и постепенно заменил собой традиционные центры предоставления социальных услуг. Сейчас он внедряется и в Донецкой области. Говорить о конкуренции, которую "кейс-менеджеры" могут составить сотрудникам ЦССМ пока рано, но успешные результаты уже есть. Соответственно есть основания говорить о повышении эффективности предоставления социальной помощи и обеспечения непрерывной поддержки переселенцев. Основные результаты и перспективы проекта «Внедрение подхода «кейс-менеджмент» в работе с ВПО» были озвучены 23 февраля во время круглого стола в Краматорске.
По мнению локального координатора проекта Екатерины Овчаренко, «кейс-менеджер нужен там, где человек самостоятельно не может справиться со своими проблемами в силу каких-либо объективных причин: отсутствие ресурсов/финансов, плохое самочувствие и наличие болезней (т.е. проблемы со здоровьем), отсутствие необходимой информации и навыков. «Кейс-менеджер частично берет на себя представление интересов человека, там, где отсутствует физическая возможность, либо нет необходимых навыков и умений. В таких случаях кейс-менеджеры составляют программу, то есть алгоритм действий, по которым человек следует и решает проблему при активном участии специалиста. При этом на всех этапах наш сотрудник поддерживает клиента, в том числе, благодаря такому сопровождению, присутствует и элемент контроля. Перед началом такого сотрудничества составляется договор, в котором прописываются полномочия подопечного и кейс-менеджера. То есть кейс-менеджер мотивирует своего подопечного, принимает активное участие в его работе, представляет интересы, но при условии, что клиент сам мотивирован в решении вопросов и делает для этого все возможное. В случае привлечения кейс-менеджера, человек, которому помогают решать вопросы, не устраняется», - рассказала Е.Овчаренко.
Она также обратила внимание участников мероприятие на следующий факт: «Мы говорим о принципиальной разнице между сотрудником ЦССМ. У них нет индивидуализированного подхода, они не представляют интересы, они не участвуют напрямую совместно с клиентом в каких-либо процедурах, они оказывают преимущественно информационно-консультативные услуги. Надо признать, что такая работа - это прямая конкуренция социальным работникам, более того, кейс-менеджмент сейчас максимально активизируется как направление в связи с децентрализацией. Безусловно, сейчас большая часть денежных потоков в социальной сфере направлена в основном в государственные учреждения, поэтому они чувствуют себя комфортно, защищено. По факту социальные работники — монополисты. Но, естественно, когда появляются альтернативные представители услуг, возникнет конкуренция и сфера начнет развиваться», - считает Екатерина Овчаренко.
«Кейс-менеджер берет на себя гораздо больший объём работ, что также предусматривает и личное вмешательство в процесс. Подобная практика существует во всем мире. И главное отличие кейс-менеджера от социального работника в том, что кейс-менеджеру платят за конкретный случай, то есть у него нет ставки, поэтому у него максимальная заинтересованность в том, чтобы работу выполнить максимально качественно. В договоре прописано, что все действия между кейс-менеджером и клиентом будут происходить на основании разработанного индивидуального плана, в котором прописывается и согласовываются с клиентом все те показатели, индикаторы успешности, которые будут достигнуты по окончании проекта. Индикатором может быть трудоустройство, получение необходимого статуса, переселение, получение жилья...Поскольку проект реализуется в рамках инициативы ПРООН «Быстрое реагирования на социальные и экономические потребности ВПО в Украине», целевая аудитория - только ВПО, но в перспективе мы очень хотели бы, чтобы к нашим кейс-менеджерам могли обращаться и представители местного населения», - подытожила локальный координатор проекта «Внедрение подхода «кейс-менеджмент» в работе с ВПО» Екатерины Овчаренко.
Справка: сейчас в БФ «Каритас Краматорск» работает 10 кейс-менеджеров: 5 человек - на базе нашей организации, 5 человек-в других структурах для того, чтобы максимально приблизиться к клиенту. География проекта следующая: Славянск, Красный Лиман, Краматорск и Константиновка. Благодаря инициативе ПРООН и правительству Японии появилась возможность реализации данного проекта четырьмя организациями:
Немає коментарів:
Дописати коментар